## Как работает двигатель автомобиля ГАЗ-53
### Введение
ГАЗ-53 — легендарный советский грузовой автомобиль, который производился в течение нескольких десятилетий. Одной из его выдающихся особенностей был надежный и неприхотливый бензиновый двигатель. В этой статье мы подробно рассмотрим принципы работы двигателя ГАЗ-53, его конструкцию, характеристики и особенности.
## Конструкция двигателя
Двигатель ГАЗ-53 — 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный силовой агрегат с нижним расположением распределительного вала (OHV). Он имеет следующие основные характеристики:
Рабочий объем — 4,256 л
Диаметр цилиндра — 100 мм
Ход поршня — 88 мм
Степень сжатия — 6,2:1
Максимальная мощность — 125 л.с. при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент — 353 Нм при 2000 об/мин
Блок цилиндров двигателя ГАЗ-53 изготовлен из серого чугуна и имеет общую головную часть, отлитую из алюминиевого сплава. Цилиндры гильзованы и имеют диаметр 100 мм. В верхней части блока цилиндров расположены два распределительных вала, приводимых в действие шестернями от коленчатого вала.
Коленчатый вал двигателя установлен в 7-и опорах, выполненных в блоке цилиндров и задней стенке масляного картера. Коленчатый вал выполнен из кованой стали и имеет диаметр опорных шеек 75 мм.
Поршни двигателя изготовлены из алюминиевого сплава и имеют три канавки под поршневые кольца. Верхнее кольцо — компрессионное, нижние два — маслосъемные. Шатуны выполнены из кованой стали и имеют I-образное сечение. Поршневые пальцы запрессованы в верхнюю головку шатуна.
Головки цилиндров двигателя ГАЗ-53 выполнены из алюминиевого сплава и имеют по два клапана на цилиндр. Впускные и выпускные клапаны расположены противоположно друг другу и приводятся в действие от распределительных валов через толкатели, штанги и коромысла.
Система питания двигателя — карбюраторная. В качестве карбюратора используется К-126Б или К-126Г. Топливо подается в двигатель с помощью бензонасоса, который установлен на блоке цилиндров.
Система зажигания двигателя — контактная, с прерывателем-распределителем и высоковольтной катушкой. Свечи зажигания устанавливаются в головках цилиндров. Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Система смазки двигателя ГАЗ-53 — комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос шестеренчатого типа, приводимый в действие от коленчатого вала, подает масло под давлением к коренным и шатунным подшипникам. Остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися деталями.
Система охлаждения двигателя — жидкостная, с водяным насосом центробежного типа. Радиатор установлен спереди радиаторной решетки и охлаждается встречным потоком воздуха.
## Принцип работы двигателя
Принцип работы двигателя ГАЗ-53 не отличается от принципа работы других 4-тактных бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Он состоит из следующих тактов:
### 1. Впуск
Во время такта впуска впускной клапан открывается, и поршень движется вниз, создавая разрежение в цилиндре. Благодаря этому в цилиндр поступает воздух, смешанный с топливом из карбюратора.
### 2. Сжатие
После впуска впускной клапан закрывается, и поршень начинает двигаться вверх, сжимая находящуюся в цилиндре топливовоздушную смесь. В конце такта сжатия смесь максимально сжата и находится в верхней части цилиндра.
### 3. Рабочий ход
В верхней точке такта сжатия происходит искровой разряд на свече зажигания. Искра воспламеняет топливовоздушную смесь, и она сгорает, выделяя тепловую энергию. Давление в цилиндре возрастает, и поршень начинает двигаться вниз под действием газов.
### 4. Выпуск
Когда поршень находится в нижней точке, выпускной клапан открывается, и поршень начинает двигаться вверх, выталкивая отработанные газы из цилиндра. В конце такта выпуска выпускной клапан закрывается, поршень достигает верхней точки, и цикл повторяется снова.
## Особенности двигателя ГАЗ-53
Двигатель ГАЗ-53 отличается следующими особенностями, которые придают ему высокую надежность и неприхотливость:
Конструкция двигателя проста и ремонтопригодна. Большинство работ по техническому обслуживанию и ремонту двигателя можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях.
Двигатель располагается в моторном отсеке вдоль автомобиля, что обеспечивает хороший доступ к агрегатам и узлам при обслуживании и ремонте.
Двигатель нетребователен к качеству топлива и может работать на бензине с октановым числом от 76 до 80.
Двигатель имеет масляный насос с высокой производительностью, что обеспечивает надежную смазку всех трущихся деталей даже при работе двигателя под нагрузкой.
Система охлаждения двигателя надежна и эффективна, что предотвращает перегрев двигателя даже в жаркую погоду.
## Обслуживание двигателя ГАЗ-53
Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя ГАЗ-53 необходимо соблюдать следующие правила обслуживания:
Регулярно (через 5000-7000 км пробега) проводить техническое обслуживание двигателя, которое включает замену масла, фильтров и свечей зажигания, а также регулировку зазоров в клапанах.
Проверять уровень масла в картере двигателя и доливать его при необходимости.
Проверять и подтягивать крепления узлов и агрегатов двигателя.
Следить за состоянием ремней привода генератора и водяного насоса и своевременно производить их замену.
Не допускать перегрева двигателя, особенно при работе под нагрузкой.
### Заключение
Двигатель ГАЗ-53 — надежный и неприхотливый силовой агрегат, который обеспечивал длительную и эффективную работу легендарного грузового автомобиля. Его простая конструкция, высокая ремонтопригодность и непритязательность к качеству топлива сделали его одним из самых популярных и распространенных двигателей своего времени.