## Как работает двигатель автомобиля ВАЗ 2105
### Введение
Двигатель автомобиля ВАЗ 2105 является четырехцилиндровым, рядным, карбюраторным двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом 1,3 литра и мощностью 69 лошадиных сил. Данный двигатель широко используется в автомобилях марки ВАЗ начиная с 1970-х годов и до сих пор продолжает устанавливаться на некоторые модели.
### Основные принципы работы
Работа двигателя внутреннего сгорания основана на сгорании топливной смеси в цилиндрах. В случае с двигателем ВАЗ 2105 процесс сгорания происходит в четыре такта:
Впускной такт: Впускной клапан открывается, и поршень движется вниз, создавая разрежение в цилиндре. Это всасывает топливно-воздушную смесь из карбюратора в цилиндр.
Такт сжатия: Оба клапана закрываются, и поршень движется вверх, сжимая топливно-воздушную смесь до высоких давления и температуры.
Рабочий такт: Свеча зажигания создает искру, которая поджигает сжатую топливно-воздушную смесь. Сгорание смеси резко повышает давление в цилиндре, вынуждая поршень двигаться вниз.
Выпускной такт: Выпускной клапан открывается, и поршень движется вверх, выталкивая продукты сгорания из цилиндра в выпускной коллектор и далее в глушитель.
Эти четыре такта повторяются непрерывно, обеспечивая работу двигателя.
### Система подачи топлива
Двигатель ВАЗ 2105 использует карбюраторную систему подачи топлива. Карбюратор представляет собой механическое устройство, которое смешивает воздух с топливом в нужной пропорции и подает эту смесь в цилиндры.
Система подачи топлива состоит из следующих компонентов:
Топливный бак
Топливопровод
Топливный насос
Карбюратор
Топливо поступает в двигатель из топливного бака через топливопровод. Топливный насос создает давление в топливопроводе, которое подает топливо в карбюратор. Карбюратор смешивает воздух с топливом в пропорции, необходимой для оптимального сгорания.
### Система зажигания
Система зажигания обеспечивает искру, необходимую для поджигания топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Система зажигания состоит из следующих компонентов:
Аккумуляторная батарея
Катушка зажигания
Распределитель зажигания
Свечи зажигания
Аккумуляторная батарея обеспечивает питание системы зажигания. Катушка зажигания преобразует низкое напряжение от батареи в высокое напряжение, необходимое для создания искры. Распределитель зажигания распределяет высокое напряжение на соответствующие свечи зажигания в правильной последовательности. Свечи зажигания создают искру, которая поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах.
### Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм (ГРМ) управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов. ГРМ состоит из следующих компонентов:
Распределительный вал
Клапаны
Толкатели
Ремень ГРМ
Распределительный вал вращается синхронно с коленчатым валом. На распределительном валу расположены кулачки, которые при вращении вала открывают и закрывают клапаны. Клапаны прижимаются к седлам с помощью пружин. Толкатели передают движение от кулачков распределительного вала к клапанам. Ремень ГРМ соединяет распределительный вал с коленчатым валом, обеспечивая их синхронное вращение.
### Система охлаждения
Система охлаждения отводит тепло от двигателя, предотвращая его перегрев. Система охлаждения состоит из следующих компонентов:
Радиатор
Водяной насос
Термостат
Расширительный бачок
Водяной насос циркулирует охлаждающую жидкость через двигатель и радиатор. Радиатор отводит тепло от охлаждающей жидкости, рассеивая его в окружающую среду. Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости через радиатор, предотвращая переохлаждение двигателя. Расширительный бачок компенсирует расширение охлаждающей жидкости при нагревании.
### Смазочная система
Смазочная система подает масло к движущимся частям двигателя для уменьшения трения и износа. Система смазки состоит из следующих компонентов:
Масляный насос
Маслоприемник
Масляный фильтр
Масляные каналы
Масляный насос забирает масло из масляного поддона и подает его под давлением к движущимся частям двигателя. Маслоприемник забирает масло из масляного поддона и подает его на масляный насос. Масляный фильтр очищает масло от загрязнений. Масляные каналы обеспечивают подачу масла к различным частям двигателя.
### Электрическая система
Электрическая система обеспечивает питание для запуска двигателя, зажигания и других электрических компонентов. Электрическая система состоит из следующих компонентов:
Аккумуляторная батарея
Генератор
Стартер
Электрические провода
Предохранители
Аккумуляторная батарея обеспечивает питание для запуска двигателя и других электрических компонентов. Генератор вырабатывает электрический ток для зарядки аккумуляторной батареи и питания электрических компонентов. Стартер запускает двигатель. Электрические провода соединяют все электрические компоненты в единую систему. Предохранители защищают электрическую систему от перегрузок и коротких замыканий.
### Заключение
Двигатель ВАЗ 2105 является надежным и неприхотливым двигателем, который хорошо зарекомендовал себя на протяжении многих лет эксплуатации. Понимание принципов работы двигателя позволяет владельцам автомобилей своевременно выявлять и устранять неисправности, обеспечивая долгую и бесперебойную работу двигателя.