«`html
Схема рабочей тормозной системы автомобиля
Принцип действия рабочей тормозной системы
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости автомобиля или его полной остановки. Принцип действия основан на использовании силы трения, создаваемой тормозными колодками, которые прижимаются к поверхности тормозного диска или барабана.
При нажатии на педаль тормоза поршень главного тормозного цилиндра создает давление в тормозной жидкости, которая по тормозным трубкам передается к колесным цилиндрам. В колесных цилиндрах поршни под действием давления тормозной жидкости приводят в движение тормозные колодки, которые прижимаются к тормозному диску или барабану. Возникающая сила трения замедляет вращение колес, тем самым уменьшая скорость автомобиля.
Компоненты рабочей тормозной системы
- Педаль тормоза
- Главный тормозной цилиндр
- Тормозные трубопроводы
- Колесные цилиндры
- Тормозные колодки
- Тормозные диски или барабаны
Типы рабочей тормозной системы
Существует два основных типа рабочей тормозной системы:
Гидравлическая тормозная система
В гидравлической тормозной системе используется тормозная жидкость для передачи давления от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам. Это наиболее распространенный тип тормозной системы в современных автомобилях.
Пневматическая тормозная система
В пневматической тормозной системе используется сжатый воздух для передачи давления от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам. Такой тип тормозной системы чаще всего используется в тяжелой технике и коммерческих автомобилях.
Усилители тормозов
Для облегчения нажатия на педаль тормоза в современных автомобилях используются усилители тормозов. Усилитель тормозов может быть вакуумным или гидравлическим.
Вакуумный усилитель тормозов
Работа вакуумного усилителя основана на использовании разрежения во впускном коллекторе двигателя. При нажатии на педаль тормоза поршень усилителя воздействует на шток главного тормозного цилиндра, открывая впускной клапан и соединяя камеру усилителя с впускным коллектором. Разрежение во впускном коллекторе создает разность давлений по обе стороны диафрагмы усилителя, которая в свою очередь приводит в движение шток главного тормозного цилиндра, создавая повышенное давление в тормозной системе.
Гидравлический усилитель тормозов
Гидравлический усилитель работает за счет дополнительного воздействия на поршень главного тормозного цилиндра с помощью небольшого гидроцилиндра, который приводится в движение насосом гидроусилителя руля. При нажатии на педаль тормоза поршень усилителя создает дополнительное давление в тормозной системе, облегчая нажатие на педаль.
Антиблокировочная система (ABS)
Антиблокировочная система (ABS) предназначена для предотвращения блокировки колес при торможении. ABS отслеживает скорость вращения каждого колеса и регулирует давление в тормозном контуре каждого колеса, предотвращая его блокировку и обеспечивая сохранение управляемости автомобиля.
Система распределения тормозных усилий (EBD)
Система распределения тормозных усилий (EBD) работает совместно с ABS и распределяет тормозное усилие между передними и задними колесами в зависимости от нагрузки на ось, обеспечивая оптимальное торможение и предотвращая занос автомобиля.
Электронная система стабилизации (ESP)
Электронная система стабилизации (ESP) является расширенной системой ABS и EBD, которая дополнительно контролирует боковые силы, действующие на автомобиль. ESP использует датчики для определения угла поворота рулевого колеса, скорости вращения колес и бокового ускорения. При возникновении заноса система вмешивается, подтормаживая отдельные колеса и изменяя крутящий момент двигателя для восстановления контроля над автомобилем.
«`