Как выполняется диагностика АКПП
Производимые автоматические коробки передач отличаются удобством и длительным эксплуатации. Автовладельцы утверждают: при своевременном ТО, замене масла в АКПП и расходников, коробка передач не доставляет хлопот. И это действительно так, если использовать автомобиль в оптимальных условиях: ездить по ровной безухабистой дороге, не перегревать коробку, начинать движение на прогретом масле. Но в реалиях рекомендованные условия не всегда соблюдаются. Нередко автомобиль эксплуатируется вне рекомендаций производителя. Это связано как с манерой езды автовладельца, так и внешним факторам: пробки на дорогах, высокая и низкая температура воздуха, низкое качество дороги. В результате автоматическая коробка передач выходит из строя. Избежать этого можно двумя способами: вовремя проводить диагностику АКПП и делать качественный ремонт АКПП . В этой статье мы поговорим о диагностике. Расскажем, как она должна проводиться по всем правилам, а также раскроем нюансы поломок, при которых диагностика коробки-автомат необходима в срочном порядке.
Как работает коробка-автомат
Если вы знаете, как работает АКПП, диагностику в некоторых случаях можно проводить самостоятельно.
Автоматическая коробка передач, условно, состоит из 3-х основных частей: гидравлической, электронной и механической.
Гидравлическая часть передает крутящий момент к механической. Основной агрегат в коробке — ГДТ (гидротрансформатор, его еще называют “бублик” из-за формы детали). Электрическая часть отвечает за переключение режимов и обратную связь с водителями, контролируя системы АКПП. Механическая часть включает центробежный насос и центростремительную турбину с расположенным между ними аппаратным реактором. Сюда же входит планетарный ряд, тормозная лента и устройство управления. Устройство управления включает в себя клапанную плиту, состоящую из каналов, клапанов, масляного сборника, плунжеров.
Система достаточно сложная, для подробного ее изучения требуется время и желание. Но, если понять цель и предназначение основных компонентов коробки, можно сэкономить на обращении в СТО и делать диагностику самостоятельно.
Однако все зависит от вида поломки. Нужно понимать, когда поломка достигла критического момента, а АКПП требует диагностики в срочном порядке.
Когда нужна диагностика автоматической коробки
Когда образуется неисправность, она дает о себе знать в виду симптомов. Отметим, что вариантов поломок очень много, а симптомы, практически, одинаковые. В этом и заключается основная сложность проведения самостоятельной диагностики. Обращайтесь за помощью к специалистам, если:
- ощущается пробуксовка;
- отсутствует одна из передач, включается только одна из всех передач, отказала задняя передача;
- передача переключается с толчком, но авто стоит;
- при переключении передач с Паркинга на Нейтральную чувствуется толчок;
- на высокой скорости передачи переключаются самостоятельно.
Перечислить все симптомы невозможно, их много. Но любое нетипичное для автомобиля поведение со стороны АКПП — повод обратиться в СТО. Сюда же относится образуемый запах горелого (когда плавится пластик), масляная течь, вибрация по кузову, загорелся чек или автомобиль встал в аварийный режим.
Виды основных неисправностей АКПП
Только кажется, что диагностика АКПП — простая задача. На самом деле все зависит от поломки. Одни и те же симптомы могут свидетельствовать о разной неисправности. Иногда для установки “диагноза” достаточно визуально осмотреть агрегат, а иногда приходится разбирать его.
Неисправности могут образоваться в любой из частей трансмиссии. Перечислим наиболее распространенные из них.
Неисправности в электронной части
Если поломка в электронике, то чаще всего она происходит в:
- электронном блоке управления;
- датчиках, которые отвечают за контроль двигателя и системы управления коробкой;
- электропроводке;
- исполнительных элементах.
Современные АКПП — умные создания. Поэтому об образовавшейся поломке в электронике оповестит электронный блок управления путем вывода ошибки на панель управления автомобиля. Если поломка критическая, коробка автоматически переходит на третью передачу, но продолжает работать. Это помогает автовладельцу доехать до автомастерской и провести диагностику.
Неисправности гидравлической и механической части
Механика и гидравлика — многокомпонентные системы. Выйти из строя может что угодно. Но чаще всего мастера в первую очередь обращают внимание на:
- муфты и тормозную ленту;
- валы и шестерни;
- ГДТ и муфта блокировки;
- обгонная муфта стартера гидротрансформатора;
- гидроблок;
- маслонасос;
- фрикционы и масляные клапаны.
Заметим, что любую поломку в этих частях рекомендуется устранять сразу, как только появились симптомы. Если ее запустить, она будет развиваться, воздействуя на соседние компоненты. В результате неисправность из небольшой перейдет в критическую. Связано это с тем, что в АКПП все детали взаимосвязаны между собой. Как только образуется неисправность в одной части, она продолжает воздействовать на другую. Например, перегрев коробки ведет к перегреву масла. Горячее масло оплавляет электронную часть, механическую и гидравлическую. Дополнительно выйти из строя может абсолютно любая деталь или компонент.
Основные причины неисправностей АКПП
Поломок много, а причин — нет. Чаще всего это халатное отношение автовладельца:
- заливка дешевого масла, использование не той жидкости, которую рекомендует производитель;
- использование низкокачественных запчастей;
- экономия на ремонте, следствием чего становятся некачественные процедуры;
- неправильная эксплуатация автомобилем, его работа на пределе.
Но и механическому естественному износу, и заводскому браку быть. Все встречается, но гораздо реже. Однако при постоянном прохождении ТО и своевременной диагностики АКПП чаще всего встречаются поломки именно по причине естественного износа.
Образование поломки скажется симптомом. Только ощутите его или увидите, сразу обращайтесь в СТО. Не затягивайте с этим, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
Этапы проведения диагностики АКПП
Если вы впервые поставили свой автомобиль на диагностику АКПП, вам наверняка будет полезно знать, как она проводится по этапам. Безусловно, этапы проведения диагностики зависят от профессионализма мастера и отношения к автомобилю. Но, если мы говорим о специалистах, то диагностика будет выглядеть так:
- Приемка автомобиля. Авто заезжает в бокс. Мастер общается с автовладельцем, спрашивая о симптомах и ситуациях, приведенные к ним. Часто уже на этом этапе опытный мастер понимает, в какой части возможна неисправность и говорит, следует ли разбирать коробку или нет.
- Входящая диагностика. Представляет собой визуальный осмотр коробки. Мастер осматривает техническое состояние узла, которое можно заметить без разборки. Например, наличие дефектов, вмятин, масляной течи.
- Тест-драйв. Это не обязательный этап и без него можно обойтись. Но имеет место при необходимости подтверждения симптомов неисправности, когда при первичном осмотре коробка выглядит работоспособной.
- Анализ масла. Мастер осматривает трансмиссионную жидкость: количество, качество, цвет, консистенцию, наличие в масле стружки и мусора. Если есть отклонения, масло подлежит замене. О том, когда следует менять масло, читайте в нашей статье.
- Компьютерная диагностика. Выполняется путем подключения сканера к бортовому компьютеру автомобиля. Сканер считывает код ошибки, мастер расшифровывает его. Также сканер показывает важные для работы параметры: температура в системе, давление и др.
- Снятие поддона и осмотр электропроводки. Для новых автомобилей данный этап не нужен. Зачастую проводится с автомобилями в возрасте или длительным пробегом свыше 150 тысяч километров.
- Разборка коробки — дефектовка. Длительный, ответственный и очень сложный этап. Предполагает снятие АКПП, детальную ее разборку. Дефектовка выполняется в крайнем случае. Например, когда пробег авто свыше 200 тысяч километров или побывало в серьезном ДТП.
- Далее определяется поломка, составляется перечень требуемых услуг, подбираются запчасти. Автовладельца сориентируют в стоимости и сроках проведения ремонта. Его они согласовываются, мастер приступает к работе.
Способы выполнения углубленной диагностики АКПП
В случаях, когда поломка образовалась давно, но автовладелец не отреагировал своевременно и не обратился в СТО, можно говорить о более серьезных повреждениях узла. Поэтому требуется более углубленная диагностика.
Анализ масла АКПП
Для начала проверяется количество масла. Оно может быть в недостатке и избытке. Двигатель заводится, открывается заливная пробка и контролируется поведение масла. Если оно выливается, значит, его много и необходимо слить. Избыток масла негативно влияет на работу системы.
Если масла в достатке, проверяется его качество. Здесь важны несколько критериев: цвет, запах, вязкость, присутствие в масле примесей: стружки, мелких металлических обломков, мусора и т.п. Масло считается в норме, если цвет прозрачный, розовый или красный, без примесей. Допустим темный цвет при длительном пробеге. Если масло пенится, оно непрозрачное, черного цвета с примесью — надо менять. В целом, любые серьезные отклонения от нормы — повод заменить масло. Нередко с помощью этого можно устранить неисправность и вернуть АКПП в исправное состояние.
Проверка отложений в поддоне
Необходимо обязательно проверить поддон на наличие стружки или других отложений. Во время езды металлические компоненты коробки трутся друг о друга. Постепенно они стираются, образуется стружка, которая остается в поддоне. Вид отложений может быть разным, он свидетельствует о том, какие детали изношены. Это может быть крупная стружка, что говорит о поломке в ГДТ, суппортах, насосе или валах. Медная и бронзовая — поломка в подшипниках. Алюминиевая — корзина сцепления требует осмотра. Желеобразная масса говорит о поломке в фрикционах.
Анализ давления в системе
Проверяется путем подключения к системе манометра. Аппарат измеряет линейное давление в гидравлической части АКПП во время заведенного автомобиля.
“Старт-стоп”
Такой вид диагностики необходим для анализа пробуксовки автомобиля. Но он проводится не всегда, так как считается достаточно опасным. Предполагает одновременное нажатие педали газа и тормоза. В этот момент происходит большая нагрузка на коробку. Поэтому проводить подобные действия должен опытный специалист. Самостоятельно категорически не стоит прибегать к данному виду диагностики.
Контроль времени до момента загрузки АКПП
Мастер выполняет данный вид диагностики, чтобы понимать, сколько времени необходимо для набора нужного давления контурами гидравлической плиты. Для этого мастер меняет режимы с одного на другой, используя все, предполагаемые коробкой. Если скорость набора давления составляет до 1,2 секунды, значит, все в порядке. Если же требуется больше времени, вероятнее всего, есть неисправность.
Компьютерная диагностика
Существует несколько видов сканеров, которые используются для компьютерной диагностики. Оптимальный вариант — дилерские сканеры, предназначенные для конкретной марки авто. В такие устройства заложены допустимые параметры. В реальном времени сканер проверяет соответствие фактических параметров с допустимыми.
Но в большинстве случаев СТО используют мультимарочные сканеры. Это универсальное оборудование, которое считывает параметры, а после их анализирует мастер.
В целом, компьютерную диагностику можно провести самостоятельно. Но оборудование дорогостоящее, поэтому дешевле сделать ее на СТО.
Сложно ли делать компьютерную диагностику АКПП самому?
Каждый специалист СТО понимает — подавляющее большинство автовладельцев хотят сэкономить на ремонте АКПП. Поэтому ищут более дешевые услуги, а при возможности сделать диагностику или ремонт самостоятельно, делают это. Но, если вы рационально подходите к вопросу ремонта и беспокоитесь за состояние АКПП, то самостоятельное проведение ремонтных работ не станет приоритетом. Потому что:
- невозможно быть уверенным, что работа будет проведена максимально правильно и безошибочно;
- любая допущенная ошибка грозит серьезными осложнениями в дальнейшем ремонте. Более того, ремонт обойдется гораздо дороже;
- невозможно провести качественный ремонт без профессионального дорогостоящего оборудования.
Даже если вы выполните компьютерную диагностику с помощью нужного оборудования и установите причину поломки, устранить ее самостоятельно без опыта и другого инструмента просто невозможно. Необходимо досконально знать систему автоматической коробки передач, уметь работать с узлом и знать что и как делать.
Если же хочется сэкономить, то лучше сделать один раз дорогостоящий, но высококачественный ремонт АКПП с гарантией, а после экономить на эксплуатации авто. Дешевый ремонт не поможет сэкономить. Один раз сэкономили, а после еще несколько раз придется сделать ремонт еще дороже. В итоге, услуги мастера обойдутся в тридорого.
Повторимся. Любой вид ремонтных работ возможен самостоятельно при наличии соответствующего оборудования. Но мы не рекомендуем делать это, так как есть большая вероятность допустить ошибку.
Проверка АКПП во время движения
Тест-драйв также входит в перечень подробной диагностики. Он позволяет определить поведение автоматической трансмиссии. Мастер определяет симптомы, дислокацию неисправности. Анализируется поведение коробки при езде на холодном масле и на разогретом. Например, при езде на холодном масле допускаются небольшие толчки и рывки. На горячем они должны исключиться.
Если же во время разгона или торможения наблюдается проскальзывание передачи, пробуксовка, рывки, вибрация, посторонние звуки — наверняка есть неисправность. И ее необходимо определить и устранить.
Во время проверки АКПП в движении проводится еще один небольшой тест. Автомобиль во время подъема в гору останавливается и отпускается педаль тормоза. Если авто стоит — все в порядке. Если начинает катиться назад, можно говорить о поломке.
Подведем итоги
Диагностика АКПП считается обязательным этапом ремонта и профилактики не просто так. Она позволяет определить неисправность даже на начальном этапе ее появления и распространения. Поэтому диагностировать коробку рекомендуется при покупке подержанного автомобиля, а также перед проведением ремонта или прохождением технического обслуживания. Чем качественнее будет проведена диагностика, тем выше вероятность точного определения неисправности и ее искоренения.
Важно заметить, что стоимость диагностики очень невысока. В зависимости от уровня СТО она стартует от 250-350 грн. При этом мастер, выполняемый ее, использует дорогостоящее, точное, профессиональное оборудование. Логично, что это небольшие деньги для проведения столь кропотливой и важной работы. Покупка такого оборудования для самостоятельной диагностики будет абсолютно нерациональной.
Если не хотите рисковать, желаете содержать АКПП в надлежащем состоянии, обращайтесь в специализированные СТО для диагностики АКПП. В этом случае можно быть уверенным в высоком качестве, точности процедуры.
https://akpp-expert.com.ua/blog/kak-vyipolnyaetsya-diagnostika-akpp/