## Закон Порошенко о децентрализации автомобильного рынка
### Введение
2 июня 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения осуществления предпринимательской деятельности в сфере производства, импорта, продажи, сервисного обслуживания, утилизации колесных транспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним» (далее — Закон № 555).
Данный Закон призван урегулировать ряд проблем в сфере автомобильного рынка, таких как:
Неконтролируемый импорт подержанных автомобилей
Недобросовестная конкуренция и монополизация рынка
Нечестная практика ведения бизнеса
Отсутствие прозрачности и эффективности в управлении транспортными средствами
### Основные положения Закона
Закон № 555 вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее автомобильный рынок. Основными его положениями являются:
### 1. Децентрализация рынка
Закон предусматривает разделение автомобильного рынка на два сегмента:
Уполномоченные субъекты — юридические лица, которые прошли процедуру аккредитации и получили лицензию на осуществление деятельности в сфере производства, импорта, продажи, сервисного обслуживания и утилизации автомобилей.
Прочие субъекты — физические и юридические лица, которые не являются уполномоченными субъектами и могут осуществлять только определенные виды деятельности на автомобильном рынке.
### 2. Аккредитация и лицензирование
Для получения статуса уполномоченного субъекта необходимо пройти процедуру аккредитации при Государственной фискальной службе Украины (ГФС). Аккредитация подтверждает наличие у субъекта необходимых условий для ведения деятельности на автомобильном рынке.
После аккредитации субъект должен получить лицензию в Министерстве экономического развития и торговли Украины (МЭРТ). Лицензия дает право на осуществление конкретных видов деятельности, указанных в ней.
### 3. Реестр транспортных средств
Закон предусматривает создание единого реестра транспортных средств Украины. Реестр будет находиться в ведении Министерства внутренних дел и будет содержать информацию о всех транспортных средствах, зарегистрированных в Украине.
### 4. Импорт подержанных автомобилей
Закон вводит ряд ограничений на импорт подержанных автомобилей. В частности, запрещается импорт автомобилей:
Возраст которых превышает 10 лет
Которые не соответствуют экологическим нормам Евро-5
Которые были повреждены в результате дорожно-транспортного происшествия
Которые имеют признаки перебитых или поддельных идентификационных номеров
### 5. Недобросовестная конкуренция и монополизация рынка
Закон запрещает недобросовестную конкуренцию и монополизацию автомобильного рынка. В частности, запрещается:
Использование нечестных методов конкуренции
Сговор между участниками рынка
Злоупотребление доминирующим положением на рынке
### 6. Прозрачность и эффективность управления
Закон предусматривает ряд мер для повышения прозрачности и эффективности управления автомобильным рынком. В частности:
Создание публичных реестров уполномоченных субъектов, лицензий и транспортных средств
Унификация правил регистрации и перерегистрации транспортных средств
Упорядочение деятельности станций технического обслуживания
### Оценка Закона
Закон № 555 получил неоднозначную оценку. Некоторые эксперты считают, что он позволит сделать автомобильный рынок более прозрачным и эффективным, а также снизит уровень коррупции. Другие же утверждают, что закон создает дополнительные барьеры для ведения бизнеса и приведет к росту цен на автомобили.
### Заключение
Закон № 555 является важной вехой в развитии автомобильного рынка Украины. Он призван решить ряд острых проблем, таких как неконтролируемый импорт подержанных автомобилей, недобросовестная конкуренция и монополизация рынка. Однако для полной оценки эффективности закона необходимо время и анализ его практического применения.