## Автомобиль ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем
### История создания
Автомобиль ЗИЛ-130 был разработан и запущен в производство в 1956 году на заводе имени Лихачёва (ЗИЛ) в Москве. ЗИЛ-130 был преемником автомобиля ЗИС-150 и являлся одним из наиболее массовых грузовых автомобилей в Советском Союзе.
В 1962 году на ЗИЛе началось производство модификации ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем. Двигатель был разработан на основе агрегата ЗИС-120, который устанавливался на ЗИС-150. В ходе модернизации двигатель получил ряд улучшений, повысивших его мощность и надёжность.
### Технические характеристики
**Габаритные размеры:**
* Длина: 6670 мм
* Ширина: 2480 мм
* Высота: 2260 мм
**Масса:**
* Снаряженная масса: 3325 кг
* Полная масса: 5000 кг
**Двигатель:**
* Тип: ЗИЛ-130А, бензиновый, карбюраторный
* Мощность: 150 л.с. при 3200 об/мин
* Максимальный крутящий момент: 382 Нм при 1800-2000 об/мин
* Объем: 6,0 л
**Трансмиссия:**
* Коробка передач: механическая, 5-ступенчатая
* Главная передача: коническая, передаточное число 6,33
**Ходовая часть:**
* Передняя подвеска: зависимая, на продольных рессорах
* Задняя подвеска: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах и дополнительных реактивных штангах
* Привод: задний
**Тормоза:**
* Рабочая система: гидравлическая, барабанные на всех колёсах
* Стояночная система: механическая, на задние колёса
**Эксплуатационные характеристики:**
* Максимальная скорость: 90 км/ч
* Расход топлива: 25 л/100 км
* Грузоподъемность: 3000 кг
### Особенности эксплуатации
ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при его эксплуатации:
* **Высокий расход топлива**. Бензиновые двигатели имеют более высокий расход топлива, чем дизельные. Поэтому использование ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем экономически невыгодно.
* **Неустойчивость к перегрузкам**. Бензиновые двигатели имеют более низкий запас прочности, чем дизельные. При перегрузках бензиновый двигатель ЗИЛ-130 может выйти из строя.
* **Трудности с запуском в холодную погоду**. В холодное время года запуск бензинового двигателя может быть затруднён из-за образования конденсата в карбюраторе.
### Модификации
На базе ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем было создано большое количество модификаций, в том числе:
* **ЗИЛ-130Г** — газобаллонный автомобиль, работающий на сжиженном пропан-бутане
* **ЗИЛ-130Б** — бортовой автомобиль с удлинённой платформой
* **ЗИЛ-130П** — седельный тягач
* **ЗИЛ-130В** — самосвал
* **ЗИЛ-130АТ** — автопоезд в составе седельного тягача ЗИЛ-130Б и полуприцепа
### Преимущества и недостатки
**Преимущества:**
* Высокая мощность и крутящий момент двигателя
* Хорошая динамика и управляемость
* Простота обслуживания и ремонта
* Доступность запасных частей
**Недостатки:**
* Высокий расход топлива
* Неустойчивость к перегрузкам
* Трудности с запуском в холодную погоду
### Заключение
Автомобиль ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем был широко распространён в Советском Союзе и использовался в различных отраслях народного хозяйства. Несмотря на некоторые недостатки, ЗИЛ-130 с бензиновым двигателем отличался высокой надежностью и неприхотливостью, что делало его одним из наиболее популярных грузовых автомобилей в СССР.