## Ходовая часть ЗИЛ-130
### Назначение и функции
Ходовая часть автомобиля ЗИЛ-130 предназначена для передачи тяговых усилий от двигателя к колесам, обеспечения устойчивого движения, плавности хода, управляемости и торможения.
### Состав ходовой части
Ходовая часть ЗИЛ-130 состоит из следующих основных компонентов:
Рама
Передний мост
Задний мост
Рессоры
Амортизаторы
Колеса и шины
Тормозная система
Рулевое управление
### Рама
Рама автомобиля ЗИЛ-130 изготовлена из штампованных стальных лонжеронов, поперечных балок и кронштейнов. Она служит основанием для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля.
### Передний мост
Передний мост автомобиля ЗИЛ-130 является управляемым. Он состоит из следующих основных деталей:
Шкворневое соединение
Балки
Кулаков
Ступиц
Тормозных механизмов
Шкворневое соединение обеспечивает поворот передних колес. Балка представляет собой продольную трубу, на концах которой закреплены кулаки с поворотными цапфами. На цапфах установлены ступицы передних колес. Тормозные механизмы расположены на ступицах и предназначены для торможения передних колес.
### Задний мост
Задний мост автомобиля ЗИЛ-130 является ведущим. Он состоит из следующих основных деталей:
Картера
Редуктора
Полуосей
Дифференциала
Картер представляет собой цельнолитую деталь, к которой крепятся все остальные детали заднего моста. Редуктор имеет главную передачу и дифференциал. Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его на ведущие колеса. Дифференциал обеспечивает разную скорость вращения ведущих колес при поворотах и на неровных дорогах. Полуоси передают крутящий момент от дифференциала на колеса.
### Рессоры
Рессоры автомобиля ЗИЛ-130 служат для гашения колебаний кузова и его плавного перемещения при движении автомобиля. Они расположены вдоль рамы и представляют собой многолистовые полуэллиптические рессоры.
### Амортизаторы
Амортизаторы автомобиля ЗИЛ-130 предназначены для гашения колебаний рессор и кузова. Они установлены на раме и связаны с рессорами и кузовом.
### Колеса и шины
Колеса автомобиля ЗИЛ-130 представляют собой цельнометаллические штампованные диски с установленными на них шинами. Шины являются пневматическими и обеспечивают контакт автомобиля с дорогой. На ЗИЛ-130 устанавливаются шины размером 280/508-508R20 или 10.00R20.
### Тормозная система
Тормозная система автомобиля ЗИЛ-130 предназначена для уменьшения скорости движения или полной остановки автомобиля. Она состоит из следующих основных компонентов:
Тормозной привод
Рабочие тормозные механизмы
Стояночный тормозной механизм
Тормозной привод обеспечивает передачу усилия от педали тормоза к рабочим тормозным механизмам. Рабочие тормозные механизмы расположены на передних и задних колесах. Стояночный тормозной механизм расположен на задних колесах и предназначен для удерживания автомобиля на месте при его стоянке.
### Рулевое управление
Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130 предназначено для поворота передних колес при управлении автомобилем. Оно состоит из следующих основных компонентов:
Рулевой механизм
Рулевая колонка
Рулевые тяги
Рулевые рычаги
Рулевой механизм представляет собой червячный редуктор. Рулевая колонка передает вращательное движение от рулевого колеса к рулевому механизму. Рулевые тяги передают движение от рулевого механизма к рулевым рычагам. Рулевые рычаги поворачивают поворотные кулаки передних колес.
### Технические характеристики ходовой части ЗИЛ-130
Основные технические характеристики ходовой части автомобиля ЗИЛ-130 представлены в таблице ниже:
| Характеристика | Значение |
|—|—|
| Колесная база, мм | 3800 |
| Колея передних колес, мм | 1850 |
| Колея задних колес, мм | 1830 |
| Дорожный просвет, мм | 270 |
| Углы поворота передних колес, град. | 50 |
| Число листов в рессоре, шт. | 10+10 |
| Емкость амортизаторов, л | 2 |
| Размер шин | 10.00R20 |
| Тип тормозных механизмов | Барабанные с гидравлическим приводом |
| Тип рулевого механизма | Червячный редуктор |